Преимущества и особенности применения
Ежегодно фермеры сталкиваются с необходимостью проведения обработки посевов. Как правило, для распыления пестицидов, агрохимикатов и других препаратов владельцы личных подсобных хозяйств предпочитают использовать устройства ручной конструкции или наземную спецтехнику, однако среди представителей крупных агропромышленных комплексов большей популярностью пользуется малая авиация.
Авиахимобработка полей с применением воздушных судов (самолетов, вертолетов, мотодельтапланов и т. д.) представляет собой мероприятие, направленное на достижение высоких показателей урожайности. Благодаря опрыскиванию, опылению и другим авиационно-химическим работам (АХР) аграрии могут вносить удобрения и подкормки, проводить дефолиацию (искусственное удаление листьев), десикацию (высушивание вегетативной части растений), контролировать численность саранчи и других опасных насекомых-вредителей, предотвращать развитие болезнетворной микрофлоры и сорняков.
В отличие от наземных сельскохозяйственных машин, на эффективность использования авиационной техники не в силах повлиять такие факторы, как влажности почвы и высота сельхозкультуры. Еще один довод в пользу применения воздушных судов —обработка больших территорий в сжатые сроки. Например, легкомоторный «Бекас» за час способен обеспечить авиахимобработку 150 га полей сельскохозяйственного назначения, расходуя при этом не более 7 литров активного вещества на гектар. Если же говорить о средних показателях, то одна единица авиационной техники в состоянии за день осуществить мелкодисперсионное распыление препарата на площади от 300 до 500 га, что в 10 раз выше результата, получаемого наземным методом. При этом необходимо отметить, что данная цифра ниже технических возможностей летательных устройств и связана с ограничениями федерального законодательства, направленными на безопасную эксплуатацию агрохимикатов и пестицидов.
Требования безопасности к химической обработке авиационным методом
Для того чтобы качественно выполнить воздушные работы и не нарушить при этом требования санитарных правил, специалистам в сфере АХР следует придерживаться ряда строгих предписаний. Проводить химобработку во время полета разрешается:
- в утренние (с восхода до 9:00) и вечерние часы (до захода солнца) при скорости ветра, не превышающей 3-4 м/с;
- на высоте не ниже 5 м от земли, 10 м от верхушек деревьев и 20 м от линий электропередач;
- при нижней границе облаков не менее 150 м и видимости свыше 3 км (в равнинной местности, предгорьях и долинах);
- при температуре воздуха не выше +22 °C (обработка гербицидами) или +24°C (опрыскивание фунгицидов/инсектицидов).
При этом, если в процессе выполнения авиационно-химических работ наблюдается резкое ухудшение погодных условий и показатели становятся ниже допустимых значений, необходимо незамедлительно прервать полет. Также авиахимобработка запрещена вблизи населенных пунктов, источников питьевой воды, рыбных хозяйств, птицеферм, скотных дворов и т. д. Минимальный санитарный разрыв в подобных случаях составляет 2 км.