Законодательство обязывает все организации вести бухгалтерский учет в соответствии с предписанными нормами. Для некоторых компаний доступны определенные послабления и упрощенные режимы. Однако во всех случаях бухгалтерские услуги штатных специалистов или аутсорсинговых фирм будут актуальны. Для руководителя важно разобраться во всех подобных вопросах и подобрать оптимальный вариант устройства бухгалтерии.
Особенности бухучета на разных режимах
ООО на общем налогообложении обязана:
- учитывать поступающие доходы и расходы для расчета налоговых отчислений на прибыль;
- предъявлять контрагентам счета-фактуры с выделенным НДС;
- вести учет входящих и исходящих НДС в книгах покупок и продаж;
- каждый квартал сдавать отчеты по НДС и налогу на прибыль, а также расчеты по налогу на имущество;
- вести учет зарплатных налогов и других отчислений.
Наличие спецрежимов позволяет упростить документооборот и избавиться от учета налога на прибыль и НДС. На УСН ООО ведет учет доходов или доходов и расходов в зависимости от выбранного режима. На ЕНВД платится фиксированный налог с вмененного дохода, поэтому отчитываться по доходам и расходам не требуется.
Чтобы предприятию малого бизнеса перейти на упрощенное ведение бухучета, требуется соответствие определенным условиям:
- доля других юридических лиц и иностранных компаний составляет не более 49% от уставного капитала;
- доход за предыдущий год не превысил 800 млн рублей;
- численность сотрудников не превышает 100 человек.
Для совсем небольших предприятий с доходом менее 120 млн рублей и штатом до 15 человек доступен еще более упрощенный вариант. Они могут не вести двойную запись и отражать лишь факты хозяйственной деятельности в компании.
Организация бухучета с нуля
При организации бухгалтерии важно учитывать главное правило – она должна вестись непрерывно с первого дня существования ООО. Поэтому решать все сопутствующие вопросы лучше заранее, еще до регистрации организации. Рекомендуется проконсультироваться со специалистами, это позволит сразу оптимизировать все процессы и наладить документооборот.
Руководитель ООО может организовать бухгалтерский учет следующими способами:
- вести дела самостоятельно;
- нанять штатного специалиста;
- передать бухгалтерию на аутсорсинг.
Самостоятельное ведение дел актуально для небольших организаций с небольшим документооборотом. Важно понимать, что такой процесс очень выматывающий, требующий большой концентрации и времени. Даже при наличии навыков и образования, руководитель не всегда может при этом уделять внимание развитию бизнеса.
Штатный специалист для небольшой организации не всегда оправдан ввиду больших финансовых затрат. Требуется не только выплата зарплаты, но и организация рабочего места. При этом остаются актуальными проблемы с его профпригодностью, больничными, отпусками и другими вопросами.
Аутсорсинг считается оптимальным вариантом для организаций любого масштаба. Передать в стороннюю фирму можно как всю бухгалтерию, так и ее часть. Такой вариант актуален и для новичков на первых этапах развития бизнеса, поскольку позволяет избежать распространенных ошибок.