Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы

Содержание и уход

Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.

Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.

Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний

Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов. Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки

Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.

Советский тяжеловоз очень красив

После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.

Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.

На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.

Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.

Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.

Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.

Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.

Русский тяжеловоз

На рубеже XIX-ХХ веков в России стали появляться тяжеловозные европейские породы, с которыми начали скрещивать битюгов и других аборигенных упряжных лошадей. В результате селекции качества завезённых животных возобладали над характеристиками местных, поэтому специалисты говорят о поглотительном скрещивании, ставшем одной из причин исчезновения битюгов. Однако, как гласит народная мудрость, «свято место пусто не бывает», и селекция битюгов с завезёнными из Бельгии тяжеловозами арденами (а затем, по некоторым данным, с першеронами и некоторыми полукровными породами) подарила России новую породу, первоначально названную «русский арден». От своих бельгийских тёзок-родителей русских арденов отличало гармоничное сложение (бельгийцы были мелки и дисгармоничны) и хорошие качества экстерьера. Не в последнюю очередь это было достигнуто благодаря тому, что селекция проводилась под контролем учёных Петровской (ныне Тимирязевской) академии.

Новая порода, выделявшаяся среди родственных ей «европейцев», была по достоинству оценена на Всемирной Парижской выставке 1900 года, где тринадцатилетний жеребец — тяжеловоз Каравай был награждён золотой медалью. Всемирное признание повлекло за собой распространение русского ардена не только в России, но и за её пределами. Его использовали и как рабочую лошадь, и как улучшателя других пород сельскохозяйственного назначения. В 1909 году родился жеребец Караул, ставший родоначальником знаменитой внутрипородной линии. Русского ардена ждало большое будущее, но Первая мировая война и последовавшие за ней события революции 1917 года и гражданской войны неблагоприятно отразились на породе. В 1924 году насчитывалось всего лишь 92 лошади, однако, несмотря на это, работа над видом по-прежнему продолжалась. К линии Караула прибавилась линия Ларчика, рождённого в суровом 1918 году. Под влиянием этих двух жеребцов окончательно сформировалась генеалогическая и генетическая структуры породы.

По некоторым сведениям, в 30-х годах ХХ века почти все представители русского ардена по неизвестным причинам были уничтожены, однако несколько особей удалось сохранить, и после Великой Отечественной войны началось его возрождение. И лишь в 1952 году породу зарегистрировали как «русский тяжеловоз».

На сегодняшний день существует три её типа:

  1. массивный (самый крупный).
  2. уральский (отличается более длинными и оброслыми ногами).
  3. новоалександровский (характеризуется сочетанием меньших размеров с массивностью).

Внешние характеристики лошади, присущие всем трём типам, таковы:

  1. рост в холке – всего лишь 150 см., вес жеребцов – 600-700 кг., а кобыл – 550-600 кг. Новорожденный жеребёнок может весить до 250 кг.
  2. мускулистое тело.
  3. густогривость и оброслые ножные щётки.
  4. голова средних размеров с прямым профилем.
  5. короткая и широкая шея.
  6. длинная и мягкая спина.

Русские тяжеловозы отличаются следующими качествами:

  1. скороспелостью. Уже в полтора года жеребёнок может весить свыше 400 кг. Полное созревание лошади происходит к трёхлетнему возрасту.
  2. энергичностью и подвижностью.
  3. покладистым нравом.
  4. замечательной работоспособностью и тягловыми качествами. Известно, что русский тяжеловоз может перевозить грузы весом свыше 20 тонн. По отношению к весу своего тела это – наибольший вес, который способна тянуть тяжелоупряжная лошадь, выведенная в СССР.
  5. нетребовательностью к содержанию, при котором ни одно из ценных качеств лошади не пропадает и не умаляется.
  6. холодоустойчивостью.
  7. способностью работать на неровной пересечённой местности.
  8. высокой молочностью и жирным молоком, из которого в ряде регионов делается кумыс. Рекордсменка по количеству молока – кобыла по кличке Лукошка (4870 литров за 305 дней лактации).

Неудивительно, что эта порода до сих пор распространена в хозяйстве многих стран. На постсоветском пространстве её можно встретить как в российских регионах вплоть до Западной Сибири, так и в Беларуси, в Украине и на Кавказе.

1952 год стал знаменательным не только для русского тяжеловоза. В этом же году была зарегистрирована ещё одна порода, выведенная на Починковском (Нижегородская область) и Мордовском конезаводах. Речь идёт о советском тяжеловозе.

Русский тяжеловоз

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

Где применяют лошадей

Созданных для тяжелой конницы коней по достоинству оценили фермеры. Тяжеловозов применяли на тягловых работах, где требовалась большая сила и выносливость. Уравновешенный характер мощных коней делал их незаменимыми при выполнении рутинных, каждодневных операций в строительстве, сельском хозяйстве.

В конце 19 века в европейских странах вышло специальное разрешение на забой лошадей и использование конины в пищу. Ранее это было запрещено и преследовалось законом. Запрет отменили из-за снижения роли лошадей во всех отраслях хозяйства и перехода на механизированный труд.

Сейчас тяжеловозов используют в туризме, спорте, для прогулок и развлечений. Миролюбивый доброжелательный характер сильных лошадей позволяет даже новичкам и детям чувствовать себя с животным уверенно, не опасаться упасть и пострадать от вспыльчивого нрава. Тяжеловозы незаменимы в конных походах, лошади перевозят всадников и груз по тропам и бездорожью, переходят вброд реки.

Спокойный нрав позволяет использовать тяжеловозов на шоу, праздничных мероприятиях, в цирке. Конная полиция выбирает мирных животных для патрулирования улиц и быстрого перемещения по городам, загруженным автомобилями. Селекция тяжеловозов идет к созданию пород более резвых, менее мощных, но сохраняющих присущие крупным животным мирный нрав и умение ладить с людьми.

Развитие пород

Первой и самой известной породой российских тяжеловозов стал знаменитый битюг, лошадь получившая название от одноименной реки в Тамбовской и Воронежской областях. Само название вида стало нарицательным — битюгом называли сильного, крепко сбитого мужчину.

Выведена порода была в Тамбовской области, причем еще до отмены крепостного права и до начала индустриального бума. Граф Орлов на своих конезаводах баловался скрещиванием клейдесдалей и брабансонов с местными скакунами.

Это интересно! Существует еще одна версия, согласно которой выведением породы занимались тамбовские крестьяне по собственной инициативе, но выглядит эта версия недостаточно логично.

В итоге своевременно был выведен отлично приспособленный к российским реалиям и востребованный в экономике конь тяжеловес.

Битюг

К сожалению, во время гражданской войны в России поголовье битюгов было почти полностью уничтожено. В двадцатые годы прошлого столетия была предпринята неудачная попытка восстановить породу, но эпидемия лошадиного сапа свела все усилия на нет.

Важно! В настоящее время порода битюг не существует. Кроме битюга, наибольшую известность получили выведенные позже породы тяжеловозов:

Кроме битюга, наибольшую известность получили выведенные позже породы тяжеловозов:

  • Русский тяжеловоз;
  • Советский тяжеловоз;
  • Владимирский тяжеловоз.

Русский тяжеловоз

На рубеже XIX и XX веков в Россию в большом количестве завозились лошади бельгийской породы Аардены, причем в самой Бельгии данная порода популярностью не пользовалась и была вытеснена другими местными видами лошадей. В России же эти подвижные и неприхотливые трудяги прижились, а их недостатки успешно исправлялись скрещиванием с местными кобылами.

Русский тяжеловоз

Выведенная порода, которую называли русскими арденами, тем не менее была далека от идеала из-за небольшого роста, присущего скорее пони. Порода долгое время последовательно улучшалась. На выставке в Париже в 1900 году русские ардены вызвали всеобщее восхищение. Но и после этого русский тяжеловоз — порода лошадей не была официально зарегистрирована. Лишь спустя полвека, в 1952 году, разновидность занесли в Госреестр.

Советский тяжеловоз

В том же 1952 году была зарегистрирована другая порода лошадей — Советский тяжеловоз. В конце XIX века в Мордовию и Нижегородскую губернию завезли из Европы брабансонов и суффолков. Попытки создать племенное стадо не привели ни к чему хорошему — эти добродушные гигантские кони оказались совершенно неприспособленными к климату России.

Потом началась гражданская война, на какое-то время контроль над разведением породистых лошадей был утрачен, и в течение нескольких лет европейцы бесконтрольно скрещивались с местными животными.

Советский тяжеловоз

Война закончилась и через несколько лет среди смешанного потомства стали появляться устойчивые генетические признаки. Благодаря высокой квалификации советских зоотехников и проведенной селекции, эти признаки были закреплены и улучшены. В итоге в СССР появилась эта известная и всемирно признанная порода тягловых лошадей.

Владимирский тяжеловоз

Этот вид тягловых лошадей ведет свою историю от завезенных в 1886 году на Государственную Гаврилово-Посадскую конюшню жеребцов клейденсдалей. Их сразу стали скрещивать с местными кобылами, прекрасно приспособленными к местным условиям. Как итог, все местные лошади вскоре были вытеснены улучшенными метисами.

В 1936 году была предпринята инвентаризация и выделение новой породы, однако зарегистрирован владимирский тяжеловоз был лишь в 1946 году.

Суффолк

Суффолк встречается уже в исторических книгах 1506 года, однако официальным годом появления разновидности жеребцов принято считать 1764. Данный вид имеет массивный корпус, плотные кости, несколько короткие конечности, красивые круглые копыта, сильную и прямую спину. Могут весить до тонны, а некоторые жеребцы имеют рост от 165 до 174 см.

Также они бывают в каштановой масти с красивой отметиной в форме звездочки. Бывают красно-коричневые, лимонные, светло-каштановые и другие. У этих красавцев отличный характер, они добры и послушны, при этом очень работоспособны, им не нужно большое количество корма. Молодых жеребцов можно быстро научить выполнению любых физически тяжелых работ.

Первоочередными задачами, для которых привлекали суффолков, было выполнение тяжелых сельскохозяйственных работ. Фермеры Восточной Англии применяли этих животных для возделывания глинистой почвы, что было достаточно трудоемким и сложным заданием. Такие красавцы очень послушны, верны и сильно преданны своему владельцу. Суффолки способны прожить около трех десятков лет, больше двадцати их которых они отдают служению своему хозяину.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

После неудачи селекционеры пытались сохранить то, что осталось от генофонда. Стране по-прежнему нужны были сильные кони для сельского хозяйства. Последних богатырских лошадей успели скрестить с рысаками — орловцами. Выбирали самых массивных жеребцов, например, Брута и Зверобоя. Кроме того, использовали тяжеловозов. Получилась воронежская упряжная порода.

Этих коней впервые показали в 1939 году на выставке. Они представляли собой нечто среднее между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. Выносливость и неприхотливость битюга сохранялись.

Внешнее сходство тоже было заметным:

  • длинное, мощное, пропорциональное тело;
  • узнаваемые щетки на ногах.

Воронежских упряжных лошадей сразу оценили в колхозах. Порода быстро получила распространение. Однако всего через два года началась Великая Отечественная война. Воронежские кони чуть было не повторили судьбу битюгов.

В этот раз породу удалось сохранить. После Победы поголовье восстановили. Дальше этих лошадей ждала селекция. Их качества улучшали.

Воронежская упряжная порода «возила воду и воеводу». Она стала универсальной благодаря таким достоинствам:

  • воронежцы крупнее, мощнее рысаков, но подвижнее и темпераментнее тяжеловозов;
  • работоспособность и покладистость;
  • устойчивая передача своих генов;
  • красивая внешность;
  • хороший ход, удобство езды.

После Победы условия улучшились. Лошадей тренировали. Например, уже в 1950 году жеребец по кличке Актер пробежал 2 км за 4 минуты и 40 секунд. При этом он вез 800 кг. Животные показывали результаты, достойные своих былинных предков. Были даже предложения вернуть название «битюг».

В 1953 году коневодство было запущено. Это коснулось и воронежской упряжной породы — уже к началу 60-х профессиональных центров почти не осталось.

Битюг помогал русскому человеку в труде и на войне. Это верное животное стало почти сказочным. Сейчас богатырский конь живет только в народной памяти. Но в некоторых из современных лошадей еще осталось немного его крови.

Советский тяжеловоз

Его основой стали помеси битюгов с арденами и першеронами и их потомки с английскими суффолками и завезёнными ещё в XIX веке из Бельгии знаменитыми рабочими лошадьми породы брабансон. Как и в случае с арденами, поначалу в новой породе возобладали качества суффолков, однако под влиянием последующей работы экстерьер и характеристики новой породы значительно улучшились. Главную роль в её создании сыграли бельгийские жеребцы Боже (родился в 1919 году), Эндижен де Лаваль (1923 г.р.), Клерон Реми (1910) и Полэн де Вер (1921). До сих пор в советских тяжеловозах в той или иной степени присутствует кровь этих жеребцов и их потомков, а линия Боже является лидирующей. Однако по сравнению с брабансонами будущие советские тяжеловозы были мельче, суше, подвижнее и гармоничнее. Что же касается влияния суффолков, то, к сожалению, кличек жеребцов, которые бы сыграли похожую по своему значению роль, история не сохранила.

В 30-х годах ХХ века появились первые жеребята с устойчивыми породными генетическими признаками, и началось постепенное удаление брабансонов и других пород из племенного производства, закончившееся к началу 50-х годов.

Советский тяжеловоз легко узнаваем по следующим особенностям:

  1. рост – 160-170 см., вес – от 700 кг. до одной тонны.
  2. голова средней величины.
  3. среднедлинная обмускуленная шея.
  4. низкая холка.
  5. широкая, ровная, иногда мягкая спина и очень широкий, раздвоенный и свислый круп.
  6. широкая грудина с округлыми рёбрами.
  7. немного суховатые, но крепкие ноги средней длины.
  8. умеренная гривастость и оброслость хвоста и ножных щёток.
  9. крепкая конституция, однако у некоторых представителей могут встречаться рыхлость и серость – остаточное наследие брабансонов.
  10. главенствующая породная масть – рыжая и рыже-чалая, иногда – гнедая и гнедо-чалая.

Породе также присущи следующие особенности:

  1. скороспелость. К полугоду жеребята весят 365 кг., а к году – 525-540.
  2. неприхотливость в содержании и способность поедать дешевые корма без последствий для своего здоровья.
  3. замечательные рабочие качества. Советскому тяжеловозу принадлежит своеобразный рекорд по грузоподъёмности, установленный жеребцом Форсом в 1957 году на соревнованиях в Тамбове, который провез груз весом почти в 23 тонны (22991 кг.) на расстояние 35 метров.
  4. высокая молочность. Рекордсменкой породы считается кобыла Рябина, от которой за 338 дней лактации было получено 6173 литра молока.
  5. спокойный темперамент.

В начале XXI столетия спрос на породу внутри России стал падать. И несмотря на то, что до сих пор советский тяжеловоз участвует в соревнованиях, занимает призовые места и пользуется огромной популярностью за рубежом как улучшатель аборигенных лошадей, Починковский завод в 2009 году был объявлен банкротом. В 2015 году подобная судьба постигла АПК «Перевозский» (Нижегородская область), также занимавшийся разведением советского тяжеловоза. Над видом нависла угроза полного исчезновения: от некогда распространённой многочисленной породы осталось лишь несколько десятков лошадей, среди которых – чемпион Раскат. Однако немногочисленные работники заводов всё ещё надеются на чудо и пытаются в тяжёлых условиях сохранить то, что есть…

Советский тяжеловоз

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз относится к породе тяжелоупряжных лошадей. Чаще всего применяются для перевоза большого груза. И хоть и не является самой крупной лошадью в мире, но обладает достаточной силой и выдержкой. Отличается замечательной работоспособностью и долголетием, а также довольно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, абсолютно не требовательны к условиям жизни, Русские тяжеловозы отлично подстраиваются под условия русского климата.

Происхождение

Родиной Русского тяжеловозного коня является Урал и работы по выводу породы были довольно непростыми. Во время селекционных работ использовались — Бельгийские тяжеловозы и русские упряжные породы. Также неоднократно приливались крови Орловских рысаков, Першеронов, Брабансонов и даже Арабских чистокровных скакунов. Основной целью было вывести скакуна с силой на достаточном уровне, неприхотливого и обладающего резвостью, чтобы он мог свободно шагать и бегать рысью.

Внешний вид

Высота в холке составляет от 146 до 150 см. Корпус лошади весьма удлинен, однако, ноги слегка коротковаты, зато отличаются крепостью. Голова довольно небольших размеров, но широкая, а шея отличается мускулистостью. Окрас шерсти такого скакуна в основном рыжий или рыже — чалый. Иногда, очень редко, встречается вороная и гнедая масть.

Характер

Лошадки породы Русский тяжеловоз отличаются абсолютно спокойным характером и добродушностью. Они умны и уравновешены. Благодаря этому легко идут на контакт с людьми и отлично служат им.

Советский тяжеловоз

Происхождение  Территория бывшего СССР
Масть  Разнообразная, чаще рыжая и чалая
Рост в холке  165-170 см
Экстерьер  Массивный корпус, голова, шея и ноги, раздвоенный круп
Использование  В сельскохозяйственных целях, для перевоза тяжелого груза и реже езды верхом

Основная особенность Советских тяжеловозов – способность перевозить очень тяжелые грузы в несколько тонн. Являются гордостью России и пользуются огромной популярностью в странах Европы. Несмотря на суховатое строение корпуса, они обладают огромной силой и могут запросто переносить непогоду.

Происхождение

Советские тяжеловозы были выведены в Советском Союзе. Они являются прямыми потомками знаменитых битюгов. Селекционные работы проводились на базе пород лошадей, которых привезли из-за границы – Брабансоны. Путем длительных селекционных работ коневоды вывели достаточно умного и неприхотливого скакуна. В отличие от Брабансонских коней, Советский тяжеловоз не требует особых условий содержания и не отказывается от простой пищи.

Появились в России в конце 19 века. Примерно в тридцатых годах 20 века этот вид начали усовершенствовать. Полностью же порода утвердилась только в 1952 году.

Внешний вид

В среднем высота в холке составляет от 165 см до 170 см. Вес составляет от 700 до 1000 кг

Первое, что сразу же привлекает внимание – это шея, голова и грудь, которые отличаются массивностью. А благодаря тому, что спина довольно мягкая, на нем можно ездить верхом

Как и у всех тяжеловозов, особенностью является поясница, которая имеет раздвоенный круп, что позволяет лошади возить весьма тяжелый груз за собой. Ноги у Советских тяжеловозов отличаются массивностью и крепостью.

Окрас шерсти может быть разнообразным. Однако, наиболее часто встречаются рыжий цветовой окрас и чалый. Советский тяжеловоз имеет достаточно пышную гриву и хвост.

Характер

Советский тяжеловоз отличается достаточно энергичным характером. Они очень эмоциональны, но движения их горды и грациозны. Легко идут на контакт с людьми.

Особенности содержания

Так же, как и Русские тяжеловозы, Советский тяжеловоз не требует огромных апартаментов для жизни. Достаточно сделать вольер под открытым небом. Однако, этот вольер подходит для провождения времени днем и в теплое время года. В любом случае необходима конюшня с достаточным количеством пространства. Они совсем неприхотливы к питанию и не требуют дорогих кормов. Легко переносят морозы и дожди.

Тяжелоупряжные породы лошадей

К этой группе относятся большие, массивные, сильные, выносливые животные, которые используются в сельском хозяйстве, с их помощью перевозят тяжёлые грузы. Рассмотрим наиболее распространённые породы.

Арденская

Данная порода относится к одним из самых старых европейских пород. Её представитель — это сильное, ломовое животное, которое изначально использовать для транспортировки леса. Арденская лошадь довольно массивная, имеет хорошо развитую мускулатуру. Животное обладает короткими и толстыми ногами. Чаще всего встречаются лошади, имеющие рыжую, гнедую, серую и чалую масти.

Брабонсон

Страной происхождения породы является Бельгия. В среднем высота лошади составляет 165–172 см. Чаще всего можно встретить рыже-чалую, гнедую и бурую масти. Скакун имеет маленькую голову, короткую, не слишком мускулистую шею, обладает глубоким компактным корпусом, короткими сильными ногами, на которых размещены густые щётки. Тяжеловоз обладает мощным телом, короткой спиной и худыми ногами. Все части тела у них крупные — и голова, и кости, и грудная клетка.

Першерон

Представители данной породы являются обладателями широкой кости, глубокой груди. Высота в холке составляет более 160 см. Полный обхват груди может превышать 2 метра. Першероны отличаются атлетичностью, массивностью, большой силой, обладают крепкими копытами, низким ходом. Кроме этого, они очень красивы внешне. Сегодня чаще всего встречается серая и вороная масти. Иногда можно встретить чалую или рыжую.

Шайр (английский тяжеловоз)

Шайры являются самыми высокими, тяжёлыми и сильными среди всех лошадей. Им присуща массивная голова, широкий лоб, выпуклый профиль, острые уши, изогнутая шея, мускулистые плечи. Являются обладателями короткой и прочной спины с сильным крупом. Отличается шайр пышными шелковистыми фризами, которые располагаются на мощных конечностях. Чаще всего встречается гнедая и серая масти.

Советский тяжеловоз

Советские тяжеловозы — довольно крупные животные. Средняя высота в области холки составляет 160 см. Голова у лошади средняя по величине, тяжеловоз обладает мускулистой шеей. Представители породы имеют мягкую выпуклую поясницу, обладают широким, раздвоенным крупом.

Отличаются широкой грудью. А вот конечности у советского тяжеловоза довольно тонкие. Среди наиболее распространённых мастей — рыжая, гнедая, серая. Чалая встречается редко.

Важно! Так как все упряжные лошади задействованы в тяжёлом физическом труде, то в обязательном порядке стоит их подковывать.

Владимирский

Высота представителей данной породы составляет примерно 160 см. Они обладают большой головой, на носу имеется ярко выраженная горбинка. Имеют мускулистую шею, хорошо очерченную холку. У них широкая и удлинённая спина, длинные ноги. На конечностях присутствует густая шерсть. Владимирский тяжеловоз отличается энергичностью, двигается свободно и размашисто. Ему присуща хорошая выносливость.

Русский

Данная порода не отличается большими размерами, высота в холке в среднем составляет 145–148 см. Обладает глубоким, удлинённым туловищем. Конечности немного коротковаты, но при этом довольно крепкие. Русский тяжеловоз имеет небольшую голову, мускулистую, короткую шею.

Ознакомьтесь с тяжеловозными породами лошадей.

Главные характеристики лошади — большая работоспособность, долголетие и высокая плодовитость. Чаще всего можно встретить рыжую или рыже-чалую масть.

Новоалтайская порода

Лошади имеют крупное тело, массивный, длинный, хорошо развитый корпус, широкую грудную клетку и спину. Конечности у скакуна довольно крепкие и мускулистые. Средняя высота коня в холке составляет 156 см, а длина туловища — 168 см. Данная порода отлично подойдёт для работы в упряжке и седле, также её используют в производстве мяса.

Большое разнообразие пород лошадей говорит о том, что каждый может выбрать себе животное в зависимости от запросов и целей использования. Главное — помнить, что содержание коня — это дорогостоящее занятие, и для того, чтобы использование животных было эффективно, стоит приложить к уходу за ним много времени и сил.

Русские породы тяжелоупряжных лошадей

Формирование тяжеловозных пород в России началось позднее, чем в других странах. К выведению сильных коней русских селекционеров подтолкнуло отсутствие техники для тяжелых сельскохозяйственных работ. Покупка тяжеловозов за границей была дорогим удовольствием, кроме того, привезенные особи медленно привыкали к новому месту обитания, климату и питанию. Путем проб и ошибок были сформированы русские тяжелоупряжные родословные, применяемые в качестве рабочей силы.

Битюг

Битюг — старейшая порода тяжеловозов, которые не дожили до наших дней. Родословная была сформирована для помощи в хозяйстве. Как независимая линия существовала уже в середине XVIII века.

Внешне битюги выглядели как маленькие приземистые лошади — рост не превышал 160 см. Масть представителей — бурая или мышастая, однако попадались тяжеловозы и с другими вариантами окраса. В летописях указывалась грузоподъемность битюгов — кони тягали 230 пудов, что равняется 3749 кг. Потомками животных считаются русские тяжеловозы, в экстерьере которых ясно прослеживаются черты битюгов.

Владимирский

Официально первой родословной тяжелоупряжных лошадей в России считается владимирский тяжеловоз. Несмотря на то, что документально порода признана после окончания ВОВ, помогать людям владимирский грузовой конь стал намного раньше. Родоначальниками линии считаются зарубежные тяжелоупряжные лошади.

Характерные черты:

  • массивная голова с выпуклым профилем;
  • тело суховатое, с развитыми мускулами;
  • обширный круп;
  • сильные конечности, обросшие длинной шерстью.

В высоту лошади достигают 165 см, вес доходит до 750 кг. От предков животные унаследовали жизнерадостность, плодовитость и выносливость, поэтому пользуются популярностью у заводчиков.

Советский

Порода советский тяжеловоз получена в результате скрещивания бельгийских и русских коней, признание родословная приобрела в 1952 году. В высоту советские лошади вырастают до 160–170 см, вес составляет 650–800 кг. Характерные черты породной линии:

  • голова с прямым профилем;
  • мускулистое туловище;
  • спина — широкая, иногда провислая;
  • раздвоенный круп;
  • крепкие конечности.

Масть тяжеловозных лошадей — рыже-чалая, иногда попадаются гнедые особи. Кроме великолепных физических характеристик, советские тяжеловозы выделяются плодовитостью, стойкостью и непритязательностью.

Заключение

Каждая лошадь – это часть красоты. Не являются исключением и тяжеловозные породы лошадей. Грустно осознавать, что с развитием человечества места для такой красоты остаётся в его жизни всё меньше и меньше. Слава Богу, существуют ещё энтузиасты, поклонники тех или иных пород, благодаря которым, в частности, ещё не исчез советский тяжеловоз, но надолго ли их хватит? С другой стороны, многие заграничные породы лошадей переживали в своей истории не лучшие времена и часто стояли на грани исчезновения, однако выжили и сейчас развиваются на радость поклонникам конного мира. Возможно, что подобное будущее ждёт и русские тяжеловозные породы. По крайней мере, нам искренне хочется в это верить.

В заключение же мы предлагаем вам посмотреть вот это видео, на котором герои нашего материала предстанут перед вами во всей своей красе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Две Сотки
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.