Как правильно запрягать лошадь

История создания

Для чего изначально предназначалась упряжь для лошади? Упряжь для лошадей — это часть, без которой не могут функционировать повозки. Подобранная сбруя зависит от вида повозок и количества запряженных скакунов. Умелый коневод способен собрать упряжь своими руками (любую ее составляющую часть) и быть уверенным в ее надежности. Опытные кучера знают, как производительность лошади зависит от качества уздечки и вожжей. Комплектующие части — одно из самых важных составляющих экипажа, который первым приходит к финишу и не пасет отстающих.

Европейская упряжь считается одной из самых простых и при этом удобных для скакунов и наездников. Легкая, комфортная и быстрая в установке, такая упряжь упростит жизнь любому кучеру. Самочувствие запряженных коней должно стоять на первом месте для человека, который посвящает собственную жизнь конному спорту

Изучение упряжки займет много времени и сил для поиска новой полезной информации, но щепетильный подход к важному вопросу обустройства сбруи убережет наездника и его лошадь

Первые повозки и первая упряжка

Первая упряжка лошадей появилась на свет в то же время, что и первые хилые повозки. Еще до нашей эры разные виды экипажей были популярны в узких кругах среди полководцев и любителей экстремальных скачек (пришли на смену популярным гладиаторским боям). Красивой упряжь стала значительно позже, когда забавы и развлечения вышли на первый план, а военные дела утратили былое значение.

Первые изменения коснулись тяги и силы веса, перераспределенной на всю повозку. Впервые человек осознал, что качество езды напрямую зависит от нагрузки на лошадь, а не от габаритов остальных составляющих частей. С младенчества пони тренировались именно под экипажи: их костная система укреплялась и проводились тренировки на выдержку. Все составляющие упряжей видоизменялись (дуга, петля, части хомута). То, из чего состоит современная упряжь, является результатом многолетних проб и ошибок опытных коневодов и талантливых кучеров.

Древние и старинные повозки состояли из основных элементов:

  • ярма;
  • супонь;
  • подпруги;
  • грудных ремней;
  • уздечки;
  • вожжей.

Красота экипажа приравнивалась к состоянию и славному имени целого семейства или династии. Колесницы, известные в древнем Риме представляли самую простую конструкцию упряжей того времени. Чем богаче был полководец, тем роскошнее были его усовершенствованные повозки. Элементы из золота (редчайшие украшения), драгоценных камней и прочного металла обрамляли колесницу. На огромных аренах такие повозки были видны издалека, еще до объявления участников соревнования.

К изготовлению сбруи в Средние века подходили со всей ответственностью, ведь на смену драгоценным камням пришли укомплектованные для грузоперевозок повозки. Они были прочными, надежными и подходили для длительных путешествий на большие расстояния. Дуга стала сильнее и могла выдержать огромный вес. Повозки для перевозок багажа и тяжелых грузов подходили для быков или трех скакунов сразу (со временем их количество увеличилось до 8 скакунов).

Кучер служил только для определения траектории их движения, для контроля на поворотах или сложных участков дороги. Он следил за состоянием повозки, и если какая-либо ее часть ломалась, заменял ее без вреда для коней или груза. Первые легкие экипажи появились в начале XV века и стали настоящим прорывом для людей, увлекающихся разведением скакунов. Перераспределение веса на шею лошади позволяло ускорить поездки на повозках даже с большой нагрузкой.

Основные ее составляющие части дожили до современников без глобальных изменений. Управлять такой повозкой можно было всего одной, а не двумя руками. Подобное нововведение значительно упростило процесс управления лошадьми во время длительных поездок. Ездить на экипаже стало удобно и безопасно.

Что такое упряжь, её составляющие

Перед тем, как запрягать лошадь, нужно разобраться с понятием упряжь. Итак, упряжь или сбруя – это специальное приспособления для непосредственно запряжки коня в повозку любого типа. Рассмотрим основные компоненты и составляющие части любой упряжки:

  • Узда – главный элемент упряжки, который служит для управления лошадью. В свою очередь узда имеет в себе такие комплектующие: удило (или трензель, который вставляется в рот лошади); кольца удила; затылочный ремень; два нащечных ремня, который способствуют фиксации трензеля во рту лошади; подбородочный ремень, благодаря которому узда не соскальзывает с головы лошади; налобный ремень, который не даёт узде упасть на шею лошади.
  • Вторым главным компонентом упряжи является хомут, с помощью которого повозке передаётся тяговое усилие лошади. Состоит из: клещей; хомутины; супони; гужей (они соединяют хомут с оглоблей); покрышки; подкладки из войлока; горт (специальный ремень, который фиксирует хомут); кольца. Следует помнить, что хомут не должен быть слишком тесным и сжимать коню шею.
  • Седелка – специальное устройство упряжки, которое закрепляет и поддерживает запряжку, также передает до 15% больше тягового усилия лошади.
  • Подпруга – это приспособление для того чтобы удерживать седелку на спине лошади.
  • Ещё очень важным элементом упряжки является шлея. Благодаря этому компоненту удерживается хомут, он стоит на месте и не съезжает при, например, очень резком торможении или спуске с горы. Шлея — это по сути набор ремней, который регулирует, удерживает, фиксирует коня в упряжке.
  • Чересседельник – специальный ремень, который проходит через седелку, а также соединяется с оглоблей. Данный ремень поддерживает хомут, оглобли, дуги на спине лошади и способствует передаче тяговой силы от животного к упряжке. Также существует ещё и такой ремень под названием подбрюшник, который проходит под подпругой и закреплён на оглобле.
  • Если вас заинтересовала упряжка коней, то про вожжи вы знаете в самую первую очередь. Вожжи предназначены для управления лошадью.
  • И последним компонентом без которого упряжь не может существовать – это дуга. Она соединяет хомут и оглоблю с помощью гужей. Также дуга предназначена для того чтобы амортизировать, смягчать удары повозки об неровности дороги, что очень хорошо для лошади.

Разобравшись с тем из чего состоит упряжь, можно переходить к самому процессу запряжки коня в повозку. Далее мы расскажем, как правильно запрягать лошадь в русскую одноконную дуговую упряжку.

Виды и способы запряжки

В основном, применяются следующие виды упряжи:

  • одноконная;
  • упряжка из двух лошадей;
  • тройка коней;
  • многоконная.

Последний вариант может различаться по количеству запрягаемых лошадей.

Если делается пристяжка, это означает, что одного коня ставят в оглобли, а пристёжная бежит рядом, помогая коренной лошади.

При двух лошадях в запряжке одна коренная, а другая – пристяжная лошадь.

Обратите внимание! Нужно учитывать, что можно запрячь двуколку для лошади своими руками, однако сделать это для большего количества будет затруднительно. В третьем случае речь идёт о русской тройке лошадей, где обычно одна из лошадей является коренной, а две другие – это пристежные

В третьем случае речь идёт о русской тройке лошадей, где обычно одна из лошадей является коренной, а две другие – это пристежные.

Если используют карету с четвёркой лошадей, то один из вариантов состоит в использовании двух пар – двойки выносных, а также двойки коренных.

Другой способ носит название квадриги: четыре лошади при этом бегут в один ряд.

Когда имеется пять лошадей, запрячь коней можно так: в первом ряду ставят три выносных, а за ними – две коренных.

К сведению! Использовать ещё большее количество лошадей при одной запряжке не имеет практического смысла. Однако это иногда может делаться при некоторых развлекательных мероприятиях.

Также есть и другая классификация видов конной упряжи:

Постромочная. Этот способ является наиболее распространённым для использования в сельском хозяйстве. В этом случае дышло и оглобли применять не принято. Одно из достоинств такого способа – это простота. Однако упрощённая сбруя на крутых спусках может привести к травме лошади.

Постромочно-дышловой вариант. При этом способе дышло и оглобли используются, что приводит к более безопасному вождению в случае крутых спусков на дороге. Другие достоинства состоят в том, что становится выше устойчивость животного, а также при сельхозработе повышается эффективность труда животного

Однако в этой ситуации важно правильно запрячь коня, не перетянуть и не перекосить её.

Оглобельно-постромочная. Этот способ характерен тем, что при запряжке не применяется дуга

Однако хомут присоединяется достаточно надёжно с помощью кожаных или металлических фиксаторов. Может применяться также другой вариант, при котором оглобли прикрепляются к седёлке, а не к хомуту. Данный вариант повозки, запряженной лошадью, является очень популярным в различных европейских странах. Его принято называть английской запряжкой.

Оглобельно-дуговой вариант. Данный способ принято считать исключительно российским. В Европе его практически никогда не используют. Этот способ популярен и в случае транспортировки грузов, и для перевозки людей.

Смешанный способ. В рассматриваемом случае в запряжке могут одновременно присутствовать черты нескольких вариантов. Чаще всего при такой запряжке не используется дуга. Этот вариант не принято использовать на тех дорогах, где крутые спуски или подъёмы.

Для верховых поездок способ запряжки существенно отличается.

Правила запряжки

Чтобы правильно запрячь коня, сначала нужно проверить целостность упряжи, убедиться, что все элементы есть в наличии. Неисправную сбрую надевать на животное нельзя: во время движения ремни могут лопнуть или ослабнуть, что приведет к травме лошади. Повозка при ударе тоже может повредиться, перевернуться, особенно, если дорога неровная.

Обуздайте лошадь. Скажите ей опустить голову и вставьте удила в рот лошади

На фото показано, как надевать уздечку

Ремень нельзя затягивать слишком туго

Шаг 2. Аккуратно набрасывают поводья на шею через голову, выпрямляют трензель и вставляют его коню в рот так, чтобы он не касался зубов. В это время правой рукой поднимают уздечку и продевают уши между двумя ремнями – затылочным и налобным. Поправляют ремни на щеках и волосы на лбу, чтобы они не запутались.

Шаг 3. Расправляют ремень под нижней челюстью коня и застегивают его. Затягивать сильно нельзя – между горлом и ремнем должен свободно проходить кулак.

Шаг 4. Следующим застегивают капсюль, оставляя зазор между кожей и ремнем шириной в два пальца, не более. Проверяют, не образовались ли складки на губах коня, снова осматривают ремни, при необходимости поправляя перекрученные участки.

Шаг 5. Коня подводят к повозке, укладывают на спину ему седелку, поближе к шее, и справа подтягивают подпругу.

Седелка не должна съезжать на плечи

Шаг 6. Берут хомут, разворачивают клещами к себе, поправляют шлею, продевают повод. Теперь нужно взяться за клещи (в той части, где фиксируются гужи), положить на шею животному и слегка подвинуть в сторону головы. После этого клещи опускают в нужное положение, аккуратно высвобождают из-под них гриву.

Надевают хомут

Пристегивают шлею

Обводочный ремень

Между крупом лошади и ремнем помещается ладонь

Шаг 8. Далее подходят со стороны головы, берут в одну руку дугу, во вторую повод и заводят коня в оглобли. На оглоблю слева накидывают петлей ремень чересседельника, затем подбрюшника, и вставляют один конец дуги. Перекидывают ее через шею и закрепляют второй конец на правой оглобле.

Надевают седельник на оглоблю

Затягивают подпругу

Шаг 9. Ровняют оглобли по длине, устанавливают дугу вертикально, извлекают супонь из петель гужа и 2-3 раза обертывают ею клещи. Подтягивают до упора, чтобы клещи сомкнулись. Дуга и оглобли при этом должны оставаться относительно друг друга под прямым углом.

Гуж, узел

Дуга вставлена в петлю гужа

Переворачивают и перекидывают дугу

С другой стороны приставляют оглоблю к дуге

Натягивают гуж

Затянули супонь

Шаг 10. Ремень чересседельника пропускают под оглоблей, а его конец завязывают на оглобле петлей. Подбрюшник тоже подтягивают, продевая через отверстие в подпруге.

Вставляют ремень чресседельника

Конец подбрюшника заправляют в меховушку

Чресседельник привязан к оглобле

Завязывают подбрюшник

Шаг 11. Поднимают вожжи, хорошо расправляют их, левый конец продевают в кольцо на гуже. Теперь нужно встать перед конем, вожжи перекинуть на правую сторону, продеть правый конец повода и зафиксировать его на кольце удил.

Пристегивают вожжи

Шаг 12. Подтягивают подбрюшник и чересседельник, оба конца завязывают петлей сбоку. Такие узлы позволяют быстро распрячь животное в экстренных ситуациях, а вот обычные узлы, наоборот, только затягивают процесс.

Запряженная лошадь

10 этапов запрягания в телегу или сани

Крепление уздечки

Это самое простое, что есть в упряжи. После расправления всех декоративных элементов, наденьте уздечку на голову лошади.

Крепление хомута

Хомут помогает лошади перевозить тяжелые телеги и сани, в том числе с пассажирами. Хомут должен сидеть у основания шеи, плотно прилегая к телу. Слишком большой хомут, как и слишком маленький может вызвать значительные травмы. Если у вашего животного большая голова или чувствительные уши рекомендуем надевать хомут клещами вверх, а потом уже повернуть в стандартное положение по направлению роста гривы.

Крепление седелки

Используется для передачи тяговой силы на спину лошади. Для животных с высокой холкой рекомендуется использовать горбатую седелку, для лошадей со средней и низкой холкой — прямую. Выбранный вариант седелки плотно пристегивается подпругой к телу на нижнюю половину холки.

Крепление шлеи

Шлея используется для надежной фиксации хомута, что особенно важно при интенсивном движении по неровной поверхности. Данный элемент упряжи нужно приладить таким образом, чтобы между ободовым ремнем и седалищными буграми проходила ладонь. Боковой ремень закрепляют к основанию гужей

Боковой ремень закрепляют к основанию гужей.

Крепление чересседельника и подбрюшника

Эти элементы упряжи не допускают резких коллебаний оглобель и поддерживают массу хомута, оглобель и дуги. Чересседельник с подбрюшником закрепляют на одну оглоблю на расстояние около 50 см от края, продевая оба ремня в кольцо

Важно продублировать такое же расстояние на другой оглобле

Фиксация хомута

Клещи хомута туго стягивают с помощью супоней. Супони, как правило, дважды обматывают вокруг клещей. При необходимости упираются ногой в хомут для максимально надежного крепления. После этой процедуры дуга должна прочно держаться в одном положении даже при достаточно сильном ударе. Хомут не должен сдавливать шею животного.

Заправки ремней

Необходимо продеть расправленный чересседельник в петлю седелки, далее продеть подбрюшник через петлю подпруги. Расстояние от чересседельника до гужей с обеих сторон должно быть одинаковым. Затем нужно слегка подтянуть чересседельник через седелку, чтобы между хомутом и шеей проходили 3-4 пальца. Следующим шагом следует обернуть чересседельник вокруг оглобли перед ремнем и за ним. Далее перекинуть кончик справа налево и закрепить на оглобле поверх чересседельника.

Крепление повода

Необходимо провести повод через кольцо на дуге и зафиксировать на одном из гужей. Далее следует расправить все кисточки и украшения, присутствующие в упряжи.

Крепление вожжей

Вожжи фиксируют на кольцах удил, пропуская через кольца у гужа или под гужом, в случае если колец нет.

Упряжь позволяет животному тянуть телегу, сани, повозку, равномерно распределяя давление. Качественная упряжь, выбранная по размеру именно для вашей лошади, является одним из необходимых условий успеха, но далеко не единственным. Неправильно или небрежно приложенная амуниция сделает послушное животное агрессивным, а простую работу невероятной мукой, как для человека, так и для лошади.

С давних времен лошади помогали людям перевозить грузы и пассажиров в любое время года, в любую погоду. Так будем же благодарны им. Помните — лучше потратить время на то, чтобы правильно запрячь коня, чем потом лечить травмированное животное.

http://sampit.ru/kak-pravil-no-zapryagat-loshadey/

http://fb.ru/article/278763/kak-zapryach-loshad-sposobyi-posledovatelnost-i-rekomendatsii

http://goferma.ru/zhivotnovodstvo/loshadi/zapryagat-loshad.html

http://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

Оглобельно-дуговая запряжка

До того, как запрягать лошадь таким способом, нужно обязательно проверить повозку или сани.

Также подлежат внимательному осмотру гужи на хомуте. Их длину нужно отрегулировать таким образом, чтобы при запряжке животного супонью была возможность стянуть клещи хомута и прикрепить на оглоблях дугу. Далее на лошадь нужно надеть уздечку, застегнуть ремень на подбородке, а в рот вставить удила.

Если Вы запрягаете лошадь на морозе зимой, то удила нужно сначала согреть теплом ладони, а уже потом вставлять лошади в рот. После на животное нужно надеть седелку, причем двигать ее надо по направлению роста шерстки от холки к спине.

После этого нужно пристегнуть подпругу к горту седелки. Хомут нужно надевать клещами вверх на голову. Повернуть хомут клещами вниз нужно только после того, как голова полностью пройдет через отверстие хомута.

Обязательно нужно делать это по направлению роста гривы. Далее следует расправить шлею и достать из-под шлеи и хомута хвост и гриву.

После выполнения всех этих действий в одну руку следует взять повод уздечки, а в другую – вожжи, дугу, подбрюшник и чересседельник и так выводить лошадь из конюшни.

Перед тем, как запрячь животное, на левую оглоблю следует надеть подбрюшник и чересседельник так, чтобы интервал между ними и концом оглобли был приблизительно 40 – 50 см. После этого нужно положить оглоблю на левый гуж хомута. Должна образоваться петля, в которую необходимо продеть ветвь дуги, а саму дугу перенести через шею лошади.

нужно поднять правую оглоблю с земли, приложить ее к правой ветви дуги и обхватить конец дуги через оглоблю сверху гужом. Расстояние между дугой и концами оглобли должно быть одинаковым.

Супонь нужно обматывать дважды вокруг клещей хомута и затянуть ее так, чтобы клещи сошлись. В случае необходимости, для того, чтобы стянуть супонь, можно упереться в правую клещу ногой, а супонь затянуть силами рук и корпуса.

Далее следует обмотать супонь еще один раз, а ее свободный конец нужно просунуть между клещами и супонью и протянуть его под супонь. Протягивать супонь нужно так, чтобы оставалась небольшая петелька. Потом нужно протянуть конец супони в обратную сторону, а оставшийся конец обмотать вокруг петли.

Делать это нужно для того, чтобы, в случае необходимости, супонь можно было распустить всего одним движением. После того, как Вы затянете супонь, нужно проверить крепко ли держится на оглоблях дуга. Для проверки нужно всего лишь удалить рукой дугу, она не должна отклоняться.

Если же дуга держится плохо, то ее нужно снять и укоротить гужи.

В случае невозможности стянуть клещи, то гужи нужно наоборот прибавить

Важно проследить за тем, чтобы шея лошади не стягивалась хомутом. Чересседельник нужно продеть через седельные кольца, пропустить его под оглоблю справа и подтянуть так, чтобы между хомутом и холкой, хомутом и шеей можно было вставить 2-3 пальца

Конец чересседельника нужно обмотать вокруг оглобли, при этом также нужно оставить петлю для быстрого распускания.

Также интересно прочитать про лучшие масти лошадей

Подбрюшник нужно пускать через шлевку подпруги, туго подтянув к оглобле справа.

Повод нужно скрестить и перебросить через шею, продевая в дуговое кольцо. Повод можно пропускать только с одной стороны там, где нет гривы.

Для этого нужно протянуть его через уздечный ремень на подбородке, а конец продеть через дуговое кольцо, обматывая вокруг дуги или прямо привязывая к правой оглобле.

Подов не должен создавать препятствий для движений головы.

Вожжи нужно протягивать поверх гужей чересседельника с обеих сторон шеи и пристегнуть их к удильным кольцам.

Несколько способов, как запрячь лошадей

Запряженные лошади используются во многих областях России как вид транспорта. Действительно, данное средство передвижения очень простое и при желании любой житель сельской местности может стать обладателем красавца и выезжать в собственном экипаже. Запрягать лошадь можно несколькими способами. Самый распространенный постромочно-дышловой метод (парная запряжка) подходит для телег с одиночным дышлом, располагающимся по центру. Запрягаемые лошади пристегиваются по обе стороны оглоблей. Такой вариант удобен при вспахивании угодий. Берутся нагрудники, нашильники и постромки, то есть, ремни, которые сравниваются и выравниваются. На лошадь надеваются хомуты и уздечки. Выведенные животные расставляются по разные стороны от дышла. Петля нашильника, обхватывающая конец дышла, затягивается на кольце. На вальке закрепляются постромки, сначала внутренние, потом – внешние. После работы лошадь распрягается в обратном порядке.

Если заглянуть в историю, то можно узнать, что количество лошадей в упряжке было разным: от одной до двенадцати.  Запрягали по-разному: от одной до двенадцати. Классическая упряжка – две лошади, запряженные в одну линию, вереницей, то есть, цугом, «гусем». Цугом могло идти парное количество голов, расположенных по двое. В зависимости от количества животных такой цуг называли «четверик», «шестерик», «восьмерик». Еще одна особенность. Запряжка цугом – бездуговая упряжь, истоки которой нужно искать в Древнем Риме. Так запрягались колесницы. В России же цугом ездили цари. Это был торжественный выезд, привлекающий большое количество зрителей. В современной жизни упряжки цугом – диковинка, хотя в отживленных больших городах такое «такси» используется для развлечения туристов.

Основу цуговой упряжи составляют дышла и оглобли, которые притягиваются ремнями к хомутам. Сила лошади передается всем составляющим упряжи посредством постромков. Повозкам поворачивается или останавливается благодаря постромкам. Кучер управляет лошадью посредством вожжей – длинных поводьев.

Этапы запрягания

Перед тем как непосредственно облачать коня в сбрую, нужно его осмотреть и почистить. Осмотр производится на предмет ран и натёртых сбруей мест на теле коня. Чистка же производится для того, чтобы пыль и инородные предметы, смешиваясь, потом не втирались в шерсть коня. Это может вызвать заболевания и гниение. Перед тем как начать запрягать коня, необходимо осмотреть и саму сбрую. Не должно быть надорванных ремней, деревянные части должны быть исправны.

Гужи рекомендуется смазывать дёгтем, особенно зимой.

Заранее надеваем шлею на хомут. Запрягать лошадь мы начинаем с того, что надеваем уздечку (предварительно сняв недоуздок). Сначала своё место занимают ремни оголовья, затем вставляется удило, после чего закрепляется капсюльный ремень (он должен оставаться довольно свободным, чтобы не причинять дискомфорт лошади).

Далее мы закрепляем седёлку и подпругу. Делаем это так, чтобы ремни оказались чуть дальше передних ног. Седёлка должна оказаться строго на холке.

Надеваем хомут и шлею. Хомут мы надеваем перевёрнутым (раздвигающиеся части, которые мы впоследствии будем связывать, должны быть наверху). Переворачиваем его уже на шее лошади и закрепляем с помощью супони. Далее приводим в надлежащее положение ремни шлеи и закрепляем их с помощью пряжек.

Крепим оглобли. Это можно сделать несколькими способами: если кобыла неопытна в общении с людьми, то лучше подкатить телегу сзади так, чтобы оглобли оказались по разные стороны от лошади. Более опытную лошадь можно заставить «зайти» в оглобли задним ходом или переступить через одну из них. Чтобы закрепить оглоблю, встаньте напротив лошади, поднимите её до уровня передней ноги. Отрегулируйте гужи с обеих сторон. Теперь займите более удобное для себя положение и зафиксируйте оглоблю с помощью гужи. Проделайте это и с другой стороны.

Далее прикрепите оглобли к хомуту. Если планируете использовать арку, то она должна быть прикреплена к оглоблям с внутренней стороны. Фиксируют арку теми же ремнями, что и хомут с оглоблями (супонью).

Порядок распряжки коня несколько отличается. Отвязываем вожжи и снимаем узду. Отвязываем оглобли. Освобождаем коня от ремней шлеи. Развязываем супонь, снимаем дугу и хомут. Снимаем седёлку и подпругу. После чего животное снова моют. Если это происходит зимой, то накрывают попоной. Процесс запряжки лошади довольно сложный. Для того, чтобы научиться делать это быстро, потребуется много времени.

Порядок запряжки лошади в повозку

Начинать запряжку коня нужно с осмотра и чистки животного. Необходимо также осмотреть все компоненты сбруи на целостность, проверить нету ли явных повреждений, если гужи не имеют одинаковой длины подравняйте их (потому, что упряжка будет криво и это существенно будет мешать при движении повозки).
После приготовлений к упряжки, вывезите её на ровную площадку и выносите всю упряжь.
Берите подбрюшник и чересседельник, так как это два ремня, которые одним своим концом пришитые к одному кольцу. Данные ремни пропускайте, таким образом через кольцо, чтобы вы смогли образовать петлю, потом надевайте петлю на оглоблю.
После этого надевайте на лошадь хомут, узду и седелку. Не забудьте положить седелку таким образом, чтобы она припадала на нижнюю часть холки. Здесь очень тонкий баланс, ведь если вы положите седелку прямо холку лошади то это буде высоко, если на спину – низко. Хомут нужно одевать в перевёрнутом состоянии (клещами вверх). Надевайте на голову, потом в самой узкой части шеи лошади переворачивайте хомут в сторону, клещами уже теперь вниз. Не забудьте поправить, чтобы хомут удобно лег на шею лошади.
Далее кладите шлею на холку и начинайте расправлять её, пристёгивайте все пряжки шлеи к соответствующим ремешкам, которые находятся на хомуте. Подгоняйте шлею в размере, таким образом, чтобы между ремнём и седалищными буграми лошади могла пролезть ваша ладонь.
Теперь выведите лошадь во двор, чтобы завести её в оглоблю. На данный момент завести лошадь в оглоблю можно несколькими способами, это: завести лошадь через саму оглоблю (это в том случае, когда лошадь хорошо перешагивает через жердь); поставить лошадь перед оглоблей и завести (данный тип более подходит уступчивым коням); и последний способ, при котором нужно накатить саму оглоблю на лошадь (способ хороший для молодых ещё пугливым лошадям).
После заводки, вам нужно взять дугу, станьте лицом к лошади. Дугу приставляйте к правой ноге животного, потом левой свободной рукой берите гуж так, как гуж имеет свойство растягиваться, подгоните его под нужный вам размер, перекручивая несколько раз.
Далее берёте гуж и размещаете его так, чтобы он был расстоянии от конца оглобли, примерно, на одну – две ладони. Теперь вам нужно взять дугу, держите её перед собою, а кольцо должно находится от вас. Левый конец дуги вам нужно вставить в петлю гужа, потом перекладывайте другой конец дуги через саму оглоблю, опять же перед гужом и одновременно разворачивайте дугу вперед, чтобы положить оглоблю в вырез дуги (дугу ложите на шею лошади).  
Теперь переходите ко второй оглобле, так же само поверните дугу выемкой к оглобле, берёте гуж и накладывайте его на оглоблю и натягиваете петлю на дугу (натянуть можно, упёршись в оглоблю, клещами притягиваете её к себе).
После этого затягиваете хомут, вы должны обмотать супонь вокруг клещей, сам ремень должен быть прочно затянутым

Таким образом замкнули клещи и теперь обратите внимание, что дуга должна быть перпендикулярной к оглоблям.
Далее вам осталось привязать лошадь к левой оглобле и потянув лошадь назад на шаг, вставляете в хомут.
После этого переходите к голове лошади, берите повод и накидывайте его на шею, привязывайте темляк за одну из гужей на такое расстояние, чтобы лошадь могла выпрямить шею. Ремешки перекидываете через оглобли, чтобы не путались под ногами лошади.
В конце пристегиваете вожжи к удило, лучше всего пропустить одну из вожжей под гужом, а другую нужно разместить над гужом.

Таким вот образом вы уже знаете, как запрячь лошадь. Удачи!

История появления сбруи

Первая сбруя в примитивном виде была придумана несколько тысяч лет назад. Родиной ее появления считается территория современного Казахстана, где предпринимались попытки укрощения степных скакунов. На Алтае были найдены сохранившиеся предметы сбруи, украшенные декоративными элементами из металла, войлока и кожи. Сбруя изготавливалась опытными мастерами, которые оберегали свои секреты, передавая их ученикам.

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Две Сотки
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.