Виды и строение седла для лошади

Этапы изготовления

Седло принято изготавливать в несколько этапов, так как каждая из его составляющих частей имеет определенные функции.

Ленчик

Ленчик является основой, он отвечает за степень комфорта животного. К его изготовлению нельзя подходить спустя рукава. Чаще всего составляющими ленчика являются несколько деревянных дощечек, которые соединяют между собой дежками из металла. Для того, чтобы сделать ленчик, сначала необходимо нарисовать макет с параметрами вашего питомца. Для этого потребуются картон, ножницы и кусок толстой проволоки. Куском проволоки аккуратно повторяют контуры спины скакуна за лопатками, затем полученный контур обводят на картоне, вырезают. Если он с точностью повторяет все контуры тела коня, делают остальные замеры (наивысшей части холки, ее окончание, место нахождения передней части ленчика, предположительного окончания седалища, а также изгиб верхней линии спины).

Есть три вида ленчика – вырезанный из куска дерева, сделанный из клееной фанеры и при помощи стеклоткани. Самым популярным считают деревянный. Он изготавливается из куска дерева, лучше всего дуба, при помощи рубанка и стамески. Также понадобятся наждачная бумага и электролобзик – для придания изогнутой формы.

Внутренняя обивка

Самым распространенным материалом для изготовления внутренней обивки считается поролон. Для того, чтобы надежно его закрепить, поролон складывают в несколько раз, вырезают нужную форму, учитывая параметры ленчика. Для крепления на ленчик накладывается основа (фанера, которую также вырезают по предварительным замерам). Гвоздями на фанеру набивается поролон так, чтобы гвозди прочно вошли в основание ленчика.

Наружная обивка

Кожа – достаточно прихотливый и капризный материал, которым следует обтянуть создаваемую вами конструкцию. Кожу нужно не только распарить, но также натянуть и подогнать. Самостоятельно, без специального оборудования, правильно осуществить такую процедуру очень сложно. Поэтому вместо нее можно взять любую прочную ткань – к примеру, шерсть или мешковину. Затем необходимо обшить седло выбранным материалом, и оно готово. Конечно, такие виды материалов периодически будут требовать обновления, но при условии грамотного ухода способны прослужить довольно долго. Еще для дополнительной фиксации можно пришить спереди и сзади тряпичные холмики.

Подпруги

Завершающим этапом является приобретение вспомогательных крепежей – подпруг. Когда вы уже имеете веревку – крепление, нужно нашить ее концы по обе стороны седла. Их необходимо расположить асимметрично и прикрепить надежно. Подпруги призваны фиксировать седло в одном положении во время верховой езды. Чаще всего еще пришивают стремена, ведь запрыгнуть на лошадку без их помощи способны только очень опытные всадники.

История: седло для леди

Для женщин, посадка на одной стороне лошади уходит корнями к глубокой древности. Обычная езда верхом для леди считалась признаком неприличия. Так ездили в основном мужчины, дамы были просто пассажирами, сидя за кавалерами и придерживаясь за талию. В эпоху рыцарских турниров, массовых конных охот и торжественных парадов неугомонные аристократки хотели всегда быть в центре внимания.

Женщины-аристократки всегда хотели управлять лошадью самостоятельно

Мастера раннего средневековья сконструировали специально для них сиденье, которое невероятно отличалось от современного седла. Это было кресло, поставленное на лошадь — высокая спинка, мягкое сиденье, и обе ноги женщины стояли на специальной подставке. Управлять, сидя боком, было совершенно невозможно, поэтому богатых дам водили специально выученные слуги.

Средневековое дамское седло

Сначала дамское седло было очень неудобным. Всадница сидела боком и не видела дорогу впереди. Благодаря Анне Богемской, которая отправилась в 1382 году в путешествие по всей Европе в боковом седле, чтобы выйти замуж за Ричарда II, в Англии появилось новая манера езды. Корпус дамы развернулся параллельно плечам скакуна. Такая посадка позволяла лучше контролировать лошадь и усилила маневренность.

Екатерина II верхом на лошади

В старину настоящие английские леди ездили верхом весьма необычным способом, свешивая обе ноги на один бок лошади. Такая езда была очень опасной. Но в 1830 году француз Jules Pellier изобрел новое дамское седло, позволяющее развернуть корпус всадницы и повысить надежность. Для облегчения посадки в дамском седле появились рога, сначала один, а через два столетия второй. Постепенно седло становилось более комфортным. Дощечку заменили стремена различной формы. Дамы успешно освоили быстрый аллюр, и даже прыжки. Это позволило принимать участие в любимейшем развлечении знати всех времен, пышных и красочных псовых охотах. Правда, амазонок допускали лишь до начала гона. Лишь в XIX веке страстная охотница императрица Элизабет Австрийская нарушила устой и стала преследовать добычу вместе со всеми кавалерами.

Новая конструкция седла позволила женщинам принять участие в охоте

Всадница садилась боком, одну ногу закидывая на верхнюю луку, при этом коленом другой ноги поддерживая себя во время езды за нижнюю луку. Не все дамы имели возможность ездить именно таким образом. Элегантно сесть в такое седло без посторонней помощи очень сложно. Для этого даме требовались ассистенты. Активное развитие дамской верховой езды наблюдается в XVIII веке, становятся модными конные прогулки, появляются турниры и показательные шоу. Для всадниц создаются особые наряды — амазонки. Комплект состоял из блузы, длинной широкой юбки, жилета, жакета, шляпки, перчаток и особой обуви.

Как сделать седло для лошади своими руками

Такую сложную конструкцию можно попробовать сшить своими руками. Сделать это непросто, нужно приложить много усилий и набраться терпения для этого дела. Изготовление состоит из нескольких этапов, и каждый из них очень важен.

Размеры и выкройка

Размер седла определяется:

  • весом всадника;
  • параметрами лошади (высота в холке, длина спины).

Основой седла является ленчик, для него и необходимо приготовить выкройку (макет).

Для его изготовления понадобятся:

  • картон;
  • 130 см проволоки;
  • ножницы.

  1. Возьмите часть проволоки и прижмите к телу лошади за лопатками, где располагается передняя часть луки ленчика. Проволока должна приобрести очертания спины.
  2. Потом приложите её к картону, обведите контур.
  3. Вырежьте макет и примерьте лошади. Он должен идеально подходить под её размеры.

Узнайте как, сколько и в каком положении спят лошади.

Материалы и инструменты для работы

Материал и инструменты должны быть качественные и в хорошем состоянии. Из материалов вам понадобятся:

  • цельный кусок дерева, или клееная фанера, или стеклоткань (на выбор для ленчика);
  • поролон для внутренней обивки;
  • гвозди;
  • фанера для основы;
  • кожа или другая крепкая ткань для внешней обивки;
  • крепкие нитки.

  • ножницы;
  • стамеска;
  • рубанок;
  • электролобзик;
  • наждачная бумага.

Пошаговая инструкция изготовления

Изготовить амуницию можно всего в три этапа. Тем не менее к каждому из них нужно подойти с особой кропотливостью. Стоит понимать, что самодельное седло будет требовать ремонта чаще, чем покупное.

Изготовление ленчика по макету

Ленчик можно создать из разных материалов:

  • дерева;
  • стекловолокна;
  • клееной фанеры.

Наиболее доступным материалом считается цельный кусок дерева. Этот случай и рассмотрим. Прежде всего нужно выполнить ряд измерений:

  • наивысшая точка холки;
  • расположение передней луки ленчика (находится на 4 см ниже лопатки)
  • изгиб спины (от холки до 18-го позвонка);
  • самая низкая часть спины;
  • место, где будет заканчиваться конструкция (должно быть выше 18-го позвонка).

После этого можно приступать к изготовлению ленчика:

  1. Выберите кусок дерева (лучше дуба), который подходил бы по вышеуказанным параметрам.
  2. Начните предавать ему форму, используя рубанок и стамеску.
  3. Сделать ленчик изогнутым можно при помощи лобзика и наждачки.

Так должен выглядеть окончательный результат:

Внутренняя обивка

Самым распространённым материалом для внутренней обивки является поролон. Он достаточно быстро изнашивается, но при этом очень дешёвый, поэтому его замена не ударит по вашему кошельку. Приступим к работе:

  1. Если поролон не плотный, необходимо сложить его в пару слоёв.
  2. Вырежьте необходимую форму, которая подходит под параметры ленчика. Подкладка должна быть немного больше него.
  3. После этого «набиваем» основу (фанерку,вырезанную по параметрам) на ленчик.
  4. Гвоздями прибейте поролон к основанию. Они должны быть достаточно длинными, чтобы достать до самого ленчика.

Наружная обивка

Последний этап изготовления седла заключается в обтягивании его кожаным чехлом или другим плотным материалом. Им необходимо просто обшить уже готовый ленчик. Для увеличения уровня безопасности амуниции, можно нашить спереди и сзади тканевые холмики (они помешают всаднику упасть или соскользнуть с седла).

Знаете ли вы? Окрас лошади оказывает своё влияние на её характер.

Верховая езда в дамском седле

Правильная посадка играет значительную роль в защите животного от травм и обеспечивает безопасность всаднице. Поскольку обе ноги наездницы находятся на одной стороне лошади, надо правильно сбалансировать положение туловища в седле, иначе придется подтягивать подпругу, что доставит лошади дискомфорт и затруднит дыхание. Правую ногу всадницы фиксирует верхний рожок, а нижний рог служит для опоры левой ноги выше колена. Небольшое расстояние между рогами подходит для невысоких женщин. Мобильные рожки самые удобные и годятся для дам любой комплекции. Седло должно надежно крепиться на спине лошади, чтобы не уходило в сторону при езде. При индивидуальном телосложении скакуна, седло может смещаться назад, в этом случае подкладывается подперсье для лучшего преодоления подъемов.

Правильное положение в дамском седле

В дамское седло садятся с помощью ассистента или подставки. Для начинающих удобнее будет сесть на лошадь, как при посадке на обычное седло, а затем перекинуть правую ногу. При посадке с помощником, который встает на одно колено, всадница опирается левой рукой на его плечо, а сцепленные руки ассистента служат упором для левой ноги наездницы. Амазонка должна сидеть в седле прямо, немного отворачивая назад правое плечо, чтобы корпус находился параллельно плечам скакуна. Правую ногу перекидывают через верхний рог. Левая нога, как и в привычном седле, располагается в стремени. При дамской езде правый шенкель служит заменой хлыста, а левой ногой оказывается противодействие и наоборот.

Положение ног всадницы в дамском седле

Поводья берут по обе стороны от правого колена, руки согнуты в локтях. При дамской езде используется только одно стремя. Левая лодыжка должна свободно двигаться, а пятка опускается для правильного баланса и точного контакта с животным. Носок правой ноги смотрит в сторону шеи скакуна и держится свободно. Первые шаги начинаются ездой направо, действуя сразу хлыстом по правую сторону и левым шенкелем, не теряя баланса. При переходе на легкую рысь, всадница приподнимается, опираясь на правое бедро. При этом бедро и колено левой ноги прижимаются к боку животного. Начинающей всаднице лучше перейти на более удобный для езды в дамском седле галоп.

Галоп в дамском седле

Для перехода на прыжки и преодоление препятствий лучше всего подходит опытный и послушный скакун. Сначала препятствием служат небольшие камни или палки, дальше ставятся кавалетти

В эти моменты важно следить за спиной (она должна быть ровной) и делать правильный наклон, не отрываясь от седла. Наклон делается именно в тот момент, когда лошадь начинает отталкиваться от земли

Во время прыжка левое плечо направлено в сторону правого колена. Важный момент прыжка — упор правой ногой.

Прыжок в дамском седле

Шпоры и кнут используются в качестве вспомогательных средств для верховой езды, но шпора присутствует только на левой ноге. Вожжи должны быть одной длины.

Существуют основные принципы посадки в боковое седло:

  • правая нога держится раскованно на верхнем роге седла;
  • основная масса фокусируется бедром правой ноги;
  • левое бедро выставляется вперед, помогая корпусу правильно сбалансировать вес;
  • спина полностью выпрямлена, с разворотом параллельно плечам скакуна;
  • колено левой ноги прислоняется к седлу, при этом пятка смотрит вниз;
  • голова не опускается, взгляд устремлен вперед;
  • левая нога держится в стремени свободно, без надавливания, для сохранения баланса;
  • крылья седла не сжимаются коленями;
  • руки сгибаются в локтях и прижимаются к талии, движение кистей рук свободное;
  • резкими движениями натягивать повод нельзя;
  • немного удлиненный повод дает лошади большую свободу движения.

Наездница в дамском седле

Спортивные седла

Спортивные седла разрабатываются специально для разных типов конных состязаний и учитывают их специфику. Дизайн каждого такого седла зависит от сферы его применения: конкур, троеборье, скачки и так далее.

Таблица 2. Типы спортивных седел

Тип Описание

Выездковое

Строение выездкового седла преследует одну главную цель – облегчить коммуникацию лошади и человека. Благодаря глубокой посадке всадника, животное лучше улавливает его команды, подаваемые как ногами, так и всем корпусом. Любые изменения в позе человека должны сигнализировать лошади о том, что от нее требуется. Седла у выездковых сидений укорочены

Универсальное спортивное седло

Благодаря своей универсальности, такой тип седла идеально подходит для любителей. Он не рассчитан на какой-то конкретный вид конного спорта и может так же использоваться на прогулках, во время охоты или для тренировки начинающих наездников

Троеборное

Седло для троеборья довольно сложно отличить от универсального – во многом они схожи. Однако профессионал сможет легко его распознать по крылу, выдвинутому вперед. Благодаря этой мелкой, но значимой детали наезднику становится намного удобнее принимать полевую посадку на время прохождения кросса, когда лошадь идет галопом. Вынос крыла объясняется еще и тем, что при троеборье колени всадника уходят вперед

Скаковое

Скаковое седло является одним из самых легких, поскольку чтобы лошадь развила максимальную скорость, необходимо по возможности снять с нее лишнюю нагрузку. Как правило, скаковые седла имеют вес около четырех килограмм за счет упрощенной и лаконичной формы. Из-за особенностей скаковой посадки, стремена у скакового седла короткие – это позволяет всаднику встать в них во время соревнований

Конкурное

Как можно понять из названия, конкурное седло предназначалось для конкура, что и определило его ключевые особенности. Данный тип седла имеет плоское сидение и укороченные крылья. Крылья спроектированы так, чтобы при прыжках лошади наездник был надежно зафиксирован и избежал возможных падений. У седла так же есть задняя подушка, однако она не имеет никакой практической функции. Передняя лука у конкурных седел обыкновенной формы, в то время как задняя имеет квадратную или округлую форму – для упрощения посадки

Строение спортивных седел

Для классических конных видов спорта используются английские седла. Конечно, разные спортивные седла в чем-то отличаются друг от друга, однако их объединяет наличие следующих обязательных элементов:

Ленчик. Ленчик является главной твердой деталью, скрепляющей седло, и в большинстве случаев изготавливается с помощью металла. Сам ленчик состоит из лавок, которые фиксируются металлическими же луками, расположенными как спереди, так и сзади. Размеры ленчика определяются конкретным видом спорта, в котором он используется;

Потник. Потник изготавливается из утолщенного войлока. Его основными задачами является смягчение и перераспределение давления по спине лошади, что снижает ее утомляемость, а так же защита от всевозможных потертостей. Войлок так же эффективно впитывает пот, выступающий на лошади, и не дает седлу скользить. Под потником часто располагается вальтрап, призванный защитить кожу лошади от грязного потника;

Крылья. В подавляющем большинстве случаев крылья изготавливаются из кожи. Они прикрывают потник и надежно защищают ноги наездника. Крылья могут быть направлены как вниз, так и вверх, в зависимости от их предназначения. На скачках крылья всегда «смотрят» вверх – это объясняется спецификой посадки во время соревнований. Тренировочные же седла оборудованы крыльями, опущенными вниз;

Сиденье. Главная функция сидения – обеспечение комфортной езды как лошади, так и всаднику. Как и крылья, сиденье изготавливается из кожи;
Подушки

Материал подушек может быть различным – важно, чтобы он был плотным и был набит шерстью. Подушки располагаются под седлом и примыкают к бокам животного, чтобы избежать натирания седла;

Подпруги

Подпруги делаются из прочной тесьмы, препятствующей скольжению седла на спине лошади. В наши дни все седла оснащены двумя подпругами, не дающими конструкции смещаться на бок во время езды;

Стремя. Большинство стремян металлические, поскольку они обязаны быть крепкими, служа второй по значимости опорой для наездника. Стремена подвешиваются на путлище, которые которое регулируется индивидуально под длину ног всадника.

Для наглядности предоставляем следующее изображение

Строение седла

Вес спортивных седел может варьироваться от одного до девяти килограмм. Самыми тяжелыми считаются вольтижировочные седла.

Особенности седла

Седло, как древнейший вид конной амуниции, возникло еще в I тысячелетии до н. э. Тогдашняя его конструкция была далека от современной и представляла покрывало с нагрудными и подхвостными ремнями для крепления на спине животного. Современное приспособление для езды имеет твердую основу и изготавливается из прочных и долговечных материалов. Его полная конструкция и комплектация зависят от вида и сферы использования.

Современное седло выполняет сразу три функции.

  • Является «проводником» между спиной лошади и телом человека. С помощью балансировки в седле человек помогает лошади понять требуемую команду.
  • Помогает человеку удерживаться верхом и сохранять правильную посадку. Каждое седло имеет путлища (ремни для крепления стремян) и стремена. Стоя на стременах, всадник облегчает посадку и удерживает равновесие на разных аллюрах.
  • Защищает спину лошади от ударов и наминов. Правильно одетое и подобранное седло за счет своей конструкции «смягчает» удары всадника, тем самым защищая спину животного от нагрузок. Однако здесь есть важный нюанс: неправильная посадка и неумелая езда всадника в седле причиняют куда больше вреда, чем езда без него. Поэтому новички обучаются азам езды без седла, и только научившись правильно держать баланс, могут садиться в седло.

Виды седел

Утверждение, что типы лошадиных седел равны количеству видов лошадей, было бы неправильным. Их намного больше. Катание на лошади требует многих усилий от лошади и всадника. Иногда для того, чтобы животное могло набрать большую скорость, сидение должно быть неудобным для всадника.

Для того, чтобы разобраться как каждое из них называется, сколько весит, какие они бывают, нужно потратить много времени. Ниже представлены основные характеристики и отличия, вес в кг и предназначение для каждого вида. Первым рассмотрим прогулочное.

Универсальное прогулочное

Эта амуниция предназначена для всех тех, кто ценит комфорт, а также хочет получить удовольствие от размеренной верховой езды. Оно используется для преодоления средних дистанций в неспешном темпе, прогулок верхом. В универсальном седле сочетаются черты двух других:

  • для выездки;
  • для прыжков.

Вес варьируется в зависимости от модели, но составляет приблизительно 5 кг.

Английское

В нем нет рожка и подушек. В зависимости от высоты передней и задней луки, длины, расположения или форма крыльев, глубины сиденья английское делится на подвиды по предназначению:

  • туристическое;
  • для конного поло;
  • скаковое;
  • охотничье;
  • конкурсное;
  • дамское и т. д.

Вес варьируется от 4 до 7 кг.

Вьючное

Предназначено для транспортировки вьюков. Его конструкция позволяет равномерно распределить и надежно закрепить груз на спине лошади. Сохраняет спину от повреждений, уменьшает давление груза на грудь коня. Вес небольшой, около 2-3 кг.

Полочное

Название происходит от особенности строения седла. Оно имеет две выгнутые доски-полки. Конструкция использовалась и в давние времена, когда лошадь использовалась в основном как транспортное средство. Вес может доходить до 15 кг. В свою очередь делится на несколько видов.

Пастушье

Разработано для того, чтобы пасти скот, сидя верхом на коне. Обеспечивает удобство и комфорт как всаднику, так и лошади. Вес составляет около 7 кг.

Дамское

Подходит лишь для лошадей с длинной спиной. Предназначено только для женщин. Долго пребывать в этом седле не желательно, так как длительные переезды вызывают дискомфорт у всадницы, в силу расположения тела. Отличается длинными полками. Вес женского седла — до 8 кг.

Кавалерийское

Строевое седло используется в военной кавалерии. Строение позволяет оптимально распределить вес наездника. Весит кавалерийская амуниция около 7–11 кг.

Пробежное

Имеет пластиковые полки, что значительно облегчает вес устройства. Разработано специально для пробегов. Вес — до 6 кг.

Казачье

Полки казачьего седла намного короче кавалерийских. Основной целью конструкции является обеспечивание удобства всаднику, но не коня. Особенность — отсутствие кожаной крышки (ее заменяет мягкая подушка). Весит приблизительно 5–9 кг.

Офицерское

Было создано для работников милиции и состава армии, для использования на парадах. В наше время используется в основном для длительных поездок, езды в поле. Вес — до 7 кг.

Как выбрать седло

Правильно подобранное седло является важным связующим звеном между лошадью и всадником, которому поручена ответственная задача – сделать человека и животное одним целым организмом. Для того чтобы все сделать как положено, нужно поставить любимца ровно, проверить, равномерно ли расположено седло на его спине. Для этого под него просовывают руку. Если конь имеет ассиметричное строение, то проверка должна выявить, не давит ли конструкция слева либо справа. Также проверяют базовый баланс. Самая глубокая точка должна находиться в центре экипировки. До холки и позвоночника должно оставаться некоторое расстояние. Конструкция не должна находиться далеко назад, так как это дискомфортно для посадки наездника. Ленчик седла, как правило, заканчивается не далее, чем около 18-го позвонка. Когда все этапы проверки пройдены успешно, специалисты советуют надеть седло на вальтрап и прокатиться верхом

При этом необходимо акцентировать внимание на таких факторах:

Правильное положение седла на спине лошади

  1. Ровная и удобная посадка. Нет ощущения, как будто вы можете завалиться набок либо вперед.
  2. Езда рысью – нужно обязательно проверить, чтобы важная часть экипировки не оставляла шерсти на вальтрапе.
  3. При езде верхом вальтрапу следует оставаться под седлом.
  4. И самое основное – если вы ощутили комфорт и получили истинное удовольствие от поездки, значит все сделано правильно!

Могут появиться проблемы, если конь обладает большой грудной клеткой, прогнутой, слишком плоской или короткой спиной. Подобрать сидение с правильным строением, которое станет для вас хорошей точкой опоры на долгие годы, не так-то просто. Но если запастись терпением, то впоследствии можно с чувством выполненного долга работать с вашим любимцем, получая удовольствие от процесса езды.

Разновидности

бывают разные, как и наездники, поэтому и вариантов сбруи большое количество. Можно выделить несколько основных групп седел. Это военные, имеющие узкую специализацию, и спортивное типы изделий.

Охотничье седло. Этот вид позволяет ездоку держать ровной спину и отлично чувствовать под собой лошадь. Оно не имеет точек соприкосновения с холкой, поэтому доставляет меньше неудобств животному. Вес такого седла в среднем составляет около 10 кг.

Казачье сконструировано таким образом, что позволяет всаднику во время битвы вставать. Для этого используются дополнительные элементы. Это подушка, крылья, ленчик или арчак. А также в данном типе предусмотрено наличие ручки или рукояти. Они служат для того, чтобы за них держался всадник. Но могут и отсутствовать.

Кавалерийское было сконструировано для того, чтобы человек мог долгое время проводить на лошади в поездке. Каркас изготавливается из прочных материалов (например, древесина или сталь). Такое основание позволяет продлить срок службы изделия, правильно распределить нагрузку на спину лошади. Дополнительным преимуществом является наличие специальных креплений, раньше предназначавшихся для оружия.

Офицерская или варшавская конструкция сейчас наиболее часто используется во время парадов, в конной полиции, во время длительных переходов, пробегов, полевых учений.

Оно оснащено дополнительными фиксаторами для оружия и других вещей. Сама конструкция позволяет равномерно распределять нагрузку. Имеет средний вес (10-12 кг).

Монгольское седло имеет свои особенности. Так, например, при его изготовлении учитывается половая принадлежность наездника, его возраст, положение в обществе и назначение изделия (повседневное или праздничное). Еще одной деталью является наличие разнообразных украшений. Это могут быть узоры, вставки дорогих металлов, различные цветовые подборки.

Кроме того, есть и особенности строения. Передняя лука немного выше задней. Стремена делают большими и круглыми. Путлища обычно короткие и плетеные, при этом их пряжка не прячется под седло, а направлена вниз к стременам. Само изделие обычно кладут поверх на войлок или отрез другой плотной ткани, после чего фиксируется двумя ремнями (подпруга).

Так, например, мозаичные костные картины или филигранные эмали, использование дорогих металлов наравне с железом и сплавами. А также были выделены специальные группы национальных символов для украшения – «Благосостояние», «Развитие выше и выше» и так далее.

Дамское (женское) седло было предложено и сконструировано еще в эпоху средневековья – в XIV веке. Это связано с тем, что наряды женщин того времени не позволяли совершать активные движения на лошади, да и просто не помещались в обыкновенное мужское седло. Кроме того, мужской вариант изделия для дамы считался неуместным и даже неприличным. Поэтому было предложено элегантное женское седло, оно предполагало и специальную посадку. Одну ногу ставили в стремя, а другую оставляли на луке седла.

Постепенно одежда женщин претерпевала изменения, вплоть до появления штанов и брюк. Это позволило использовать и мужское седло. Поэтому в XX веке женскую конструкцию практически перестали использовать. Однако в наше время оно вновь «вышло в свет». Их используют на показах и соревнованиях.

Черкесское (кабардинское) седло относится к легкому типу. Основными моментами является то, что оно является довольно высоким и не лежит на спине животного. Конструкция опирается на лошадь лишь седельными полками, расположенными параллельно друг другу. Это позволяет уменьшить травмирование животного.

Передняя лука – узкая и высокая – имеет закругленный верхний конец и располагается под прямым углом к самому седлу. Задняя широкая лука отгибается назад и также закруглена. Такое седло можно считать военным, поскольку черкесы использовали их в своих военных действиях.

Черкесская конструкция снабжена узкими стременами, в который вставляют только носок стопы. Они по форме напоминают стаканчики, а с обратной стороны могли сопровождаться кусочками зеркал. Поверх основного седла или арчака клали специальную подушку из оленьей шерсти.

Двойное седло относится к специальным видам.

Узкоспециализированные седла

Седла, которые будут далее перечислены в таблице, имеют самые разные сферы применения. Объединяет их то, что они достаточно редко используются на практике, однако для некоторых всадников такие седла сохраняют актуальность и по сей день.

Таблица 3. Типы узкоспециализированных седел

Тип Описание

Вестерн

Ковбойское седло легко распознать благодаря рожку, а так же лассо – широко известному и культовому ныне аксессуару. Благодаря глубокой форме седла типа Вестерн ковбой надежно фиксировался на лошади и мог на ней держаться даже без рук, что оставляло пространство для возможных маневров. Удобное строение и высокое расположение задней луки позволяло ковбоям быстро останавливать коня и совершать резкие движения

Безлинчиковое

Безлинчиковое седло является лечебным и используются для езды на лошадях, которые были травмированы или имеют проблемы со здоровьем. Благодаря отсутствию металлического ленчика и пластичности седла, сидение не доставляет скакуну дискомфорта и дает ему возможность восстановиться без лишних нагрузок

Седло для пони

Строго говоря, седло для пони не является отдельным типом. Оно точно так же может быть конкурным, универсальным, для троеборья – все зависит от цели наездника. Главное отличие от обычных седел заключается в размере – седло для пони значительно меньше, к тому же его можно подогнать под ребенка. Чаще всего для пони используют универсальный тип седел, предназначенный для неспешных прогулок

Вьючное

Вьючное седло предполагает наличие множества креплений, позволяющих помещать на лошадь тяжелые грузы, которые бы не сползали во время походов. Такой тип седел используется при длительной транспортировке грузов. Ранее вьючные седла были очень актуальны, в особенности – для кочевых народов, однако сейчас утратили свою утилитарную значимость

Испанское

Своими контурами во многом повторяет ковбойское седло, отличаясь наличием таких же полок, какие имеются у строевого седла. Для того чтобы полноценно использовать испанское седло, необходимо научится работать с шенкелем – обращенной к лошади частью ноги наездника

Дамское

История возникновения данного типа седла теряется. Кто-то считает, что его изобрели еще в Древней Греции, кто-то относит создание седла к четырнадцатому столетию. Отличительной чертой дамского седла является расположение наездницы – из-за того, что ранее женщины не носили брюк, им приходилось одну ногу ставить в стремя, а вторую фиксировать на луке седла. Такой способ посадки в наши дни совершенно утратил свою актуальность и продолжает использоваться разве что на конных шоу и соревнованиях, где использование дамского седла считается показателем мастерства наездника

Виды седел для лошадей

Существует большое разнообразие седел и отличаются они не по размеру или цвету. Вид амуниции зависит от деятельности, следовательно, различаются по предназначению. Для каждой цели практически существует отдельное седло, которому присущи индивидуальные особенности. Их изготовляют из различных материалов, они имеют различный вес и форму.

Различают следующие виды:

  • Предназначенные для троеборья.
  • Седло кавалерийское для лошади;
  • Женское седло для лошади;
  • Применяемые для выездок;
  • Офицерские;
  • Казачьи;
  • Ковбойские;
  • Используемые, для терапевтической езды;
  • Строевые;
  • Вольтижировочные;
  • Скаковые;
  • Вьючные;
  • Для пони;
  • Специализированная амуниция;
  • Универсальные седла.

В России не все вышеописанные седла пользуются популярностью. Некоторые можно встретить на каждой ферме, а другие при желании не сыщешь. Все вновь сводится к тому, что каждое седло используется для определенных целей. Наиболее популярными на территории России являются строевые, скаковые, казачьи и спортивные седла.

Казачьи и строевые амуниции

Если всадник отправляется на продолжительные прогулки по неровной местности, в дождливую и сырую погоду, если необходимо взять с собой в путь немало вещей, то наиболее оптимальный вариант — строевая или казачья амуниция. Изначально эти разновидности были изобретены для кавалеристов, которые большую часть своей жизни проводили в седле.

Обратите внимание! Дамскими их, конечно, не назовешь, но женщине будет перемещаться в нем достаточно комфортно. Сидеть в них удобно, главное правильно подобрать седло и научиться запрягать его

Сидеть в них удобно, главное правильно подобрать седло и научиться запрягать его.

Спортивные амуниции

Эта разновидность амуниции должна быть самой удобной для коня. Ведь в этом седле ей придется заниматься физической подготовкой и осуществлять различные аллюры.

Спортивные амуниции

Спортивная амуниция делится еще на несколько видов:

  • специализированное;
  • для троеборья;
  • вольтижировочное.

Характерная особенность этого инвентаря — сложное строение, изготовляют их исключительно из высококачественных материалов. Благодаря этому удается достичь максимально комфортных условий не только для всадника, но и скакуна.

Скаковая амуниция

Скаковой инвентарь достаточно часто путают со спортивным, несмотря на то, что они абсолютно разные. В отличие от спортивного инвентаря они очень легкие. По сути эта разновидность инвентаря считается самой легкой, минимальный вес составляет всего 500 грамм. Используется, как правило, на ипподромах.

Скаковая амуниция

Строение амуниции должно быть максимально комфортным для всадника. На ипподроме всадник чаще всего не сидит, а стоит, опираясь на стремена. По этой причине оба крыла должны быть выдвинуты вперед.

Как сделать седло для лошади своими руками

Размеры и выкройка

Размер седла определяется:

  • весом всадника;
  • параметрами лошади (высота в холке, длина спины).

Основой седла является ленчик, для него и необходимо приготовить выкройку (макет).

Для его изготовления понадобятся:

  • картон;
  • 130 см проволоки;
  • ножницы.
  1. Возьмите часть проволоки и прижмите к телу лошади за лопатками, где располагается передняя часть луки ленчика. Проволока должна приобрести очертания спины.
  2. Потом приложите её к картону, обведите контур.
  3. Вырежьте макет и примерьте лошади. Он должен идеально подходить под её размеры.

Процесс изготовления ленчика по макету будет описан ниже.

Материал и инструменты должны быть качественные и в хорошем состоянии. Из материалов вам понадобятся:

  • цельный кусок дерева, или клееная фанера, или стеклоткань (на выбор для ленчика);
  • поролон для внутренней обивки;
  • гвозди;
  • фанера для основы;
  • кожа или другая крепкая ткань для внешней обивки;
  • крепкие нитки.
  • ножницы;
  • стамеска;
  • рубанок;
  • электролобзик;
  • наждачная бумага.

Изготовить амуницию можно всего в три этапа. Тем не менее к каждому из них нужно подойти с особой кропотливостью. Стоит понимать, что самодельное седло будет требовать ремонта чаще, чем покупное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Две Сотки
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.